ПАТРОНОМИЯ.
Термином «патроним» мы называем, родовые имена лезгин которые в
селах Южного Дагестана и Северного Азербайджана сохраняются по сегодняшний день.
Систематизация и подробное исследование патронимов дает возможность более
глубоко проникнуть в реликтовый пласт лексики лезгинского языка, определить степень
иноязычного, иноплеменного влияния, установить ранние морфологические модели и
формы, фактически обосновать некоторые исторические события, которые имели место
в разное время на территории расселения лезгин. Кроме того патронимия дает
богатейший материал для исследователей культурно-исторических связей народов в
различные исторические эпохи.
До недавнего прошлого все лезгинские, как, впрочем, и все горские, села служили
одновременно и местом жительства, и фортификационным сооружением. Узкие кривые
улочки делили село на несколько частей, в которых жили группы, относящиеся к какому-
либо одному определенному роду. Представителям другого рода в таких кварталах
селится запрещалось. Роды возникли в глубокой древности и сохранили свои названия
до наших дней. Родовые названия лезгин условно можно подразделить на три разряда:
немусульманские названия (А), мусульманские названия (Б) и иронически-бытовые
названия (В).
Этимология патронимов, входящих в разряд А, несколько затруднена в связи с
недостаточной разработанностью истории лезгинского языка. Патронимы разряда Б
возникли в период средневековья, и их происхождение можно установить средствами
современного лезгинского языка и средствами других языков региона: тюрскими,
грузинским, фарси, арабским и др.. Патронимы разряда В возникли в разное время и
содержат язвительный, иронический элемент. По своей экспрессии они похожи на
прозвища или клички.
Обратимся к патронимам селения Лацар Кусарского района Азер. ССР: КIекрез
чирайбур — «Научившие петуха (петь)», Шатдинбур — «род Шата» Хинелугъар —
«Хиналугцы», Тачанар — «Тачаны», Рух калчукайбур — «Завернутые в палас». В целях
большей ясности следует отметить, что все лезгинские патронимы оканчиваются на -ар, -
ер, -яр, -бур, -динбур. Это вариации окончания множественного числа и несут смысловую
нагрузку: обозначение не одного представителя или части рода, а всего рода в целом.
Здесь представлены патронимы всех трех разрядов.
К разряду А относятся Шатдинбур и Тачанар. Этимология их неясна хотя патроним
Шатдинбур можно соотнести с антропонимом Шат. Так назывался сын хазарского хакана,
который на рубеже VI—VII веков совершил нашествие на Кавказскую Албанию и, по
преданию, построил города Шаки, Шабран, Шамхор и другие.
К разряду Б относится патроним Хинелугъар. В его основу лег этноним хинелуг —
«хинелугцы». Это — небольшая народность шах-дагской зоны, вхо- дящая в лезгинскую
лингвистическую группу.
Два патронима — КIекрез чирайбур и Рух калчукайбур относятся к группе В. Преданий
о них не сохранилось, и поэтому истинную бытовую ситуации их возникновения
восстановить невозможно. Они носят экспрессивную оценку пренебрежения иронии. От
родовых названий образовался ряд топонимов, в частности, названия сельских
кварталов, и некоторые микротопонимы, с ко- торыми связана хозяйственная
деятельность данных родов.
Патронимы селения Кузун Кусарского района Азерб. ССР: Талакар (А) Немецар (Б),
Гьезерар (Б), Къадияр (Б). Значение первого топонима затемнено, однако не лишено
смысла соотнести его со словом тала +к, где первый компонент наделен значением:
«поле, засеянное хлебом, равнина»,а второй компонент является
словообразовательным, ныне непродуктивным суффиксом, который в сочетании с
окончанием множественного числа -ар образует существительное со значением:
«выходцы из такого-то места», в данном конкретном случае — «люди равнины».
Возможна и другая этимология со значением — «лизоблюды» от удинского тIалекI —
«тарелка, блюдо».
Немецар — ситуативный патроним, образовавшийся в недавнем прошлом. Он связан
с этнонимом «немцы». Патроним указывает на агрессивный, неуживчивый характер
членов данного рода.
Патроним Гьезерар уносит нас в более отдаленные времена. Данный род возник из
остатков хазарских племен, которые в середине первого тысячелетия нашей эры имели
тесный контакт с данной территорией.
Наконец, патроним Къадияр намекает на родовое занятие данной группы
родственников, которые, возможно, в течение длительного времени выдвигал своих
представителей на отправление должности общинного духовного судии. Позже это
занятие закрепилось за ними, а весь род получил название Къадияр — «Судии». Такой
патроним за редким исключением имеется во всех лезгинских селах Северного
Азербайджана и не указывает на родство различных родов из разных сел.
Патронимы села Унуг Кусарского района Азерб. ССР: Абукарар (Б) Кесдияр (Б),
Эгрияр (Б), Къарабагъвияр (Б), Мискичкар (Б), ТIигьирар (Б), Татлаяр (Б), Айдаяр (Б),
Арабар (Б), Демиркъаядинбур (Б), ЧIакьалар (В), Фекьияр (А), Гьажиханар (Б), Пиемар
(А). Абукарар — происходит от антропонима Абукар — арабское имя Абу-Бекр,
претерпевший изменение согласно законам лезгинского фонетического строя. Кесдияр —
в основу данного патронима легло тюркское слово кесди — «зарезал» (экспрессивное
название, намекающее на то, что когда-то в этом роде зарезали в процессе кровной
мести).
Эгрияр — в основе этого патронима лежит тюрское слово эгри — «кривой» (намек на
то, что представители данного рода занимаются неблаговидными бесчестными делами).
Къарабагъвияр происходит от топонима Карабах (так называется горная местность в
Азербайджане, где сейчас расположена Нагорно-Карабахская автономная область).
Представители данного рода являются переселенцами из Карабаха. Точное время
переселения неизвестно. В основе топонима Мискичкар лежит название селения
Мискинджа, расположенное в Южном Дагестане. Патроним Нигьирар тоже образован от
топонима Ингьирар. Это село расположено в Кусарском районе Азерб. ССР. Время
переселения не известно. Патроним Татлаяр образован от этнонима тат. Айдаяр
образован от антропонима Аида, который и является основоположником этого рода.
Как видно, лезгинские патронимы образуются несколькими способами: от этнонимов,
антропонимов, топонимов, от внешних атрибутов людей, от конкретных бытовых
ситуаций, от рода занятий.
Патронимы дают возможность проследить, процесс микромиграций населения.
Некоторые патронимы соотносятся с названиями отдельных древнейших племен.
Морфологические формы их образования позволяют выделить субстратный пласт
лексики и грамматики в неродственных языках данного региона, в частности, в
азербайджанском, который многое перенял от коренных языков Кавказа.
|